Ураза-байрам 2022: как исламский праздник становится московским

ФОТО: ГЕННАДИЙ ЧЕРКАСОВ

В этом году Ураза-байрам — праздник, которым завершается священный для мусульман месяц Рамадан — выпал на 2 мая. В Москве на праздничную утреннюю молитву собрались, как и в прошлые годы, десятки тысяч человек — скопление людей можно было наблюдать у всех четырех московских мечетей. Было, конечно, и полицейское усиление, и перекрытия, но в целом праздник в 2022 году выглядит намного спокойнее, чем в доковидные времена. Почему ушла былая нервозность — выяснял корреспондент «МК».

Расписание молитв, рассчитанное по солнцу — едино для всех. А вот «лицо» у каждой московской мечети в большие праздники свое.

Соборная мечеть на проспекте Мира — это элита московского ислама и посольские работники внутри, а снаружи тысячи и тысячи обычных рабочих, часто совсем недавно приехавших в город и потому не знающих другие адреса.

Отрадное – демократичная публика и внутри, и снаружи, обычные жители спальных районов севера Москвы. 

Поклонная гора – те, кто приезжает на быстрых спортивных машинах, модная и небедная молодежь.

Но самая, пожалуй, интересная Историческая мечеть на Большой Татарской. Здесь внутри совсем немного места, и занимают его по традиции «свои» — московские татары, многие семьи которых живут в городе не первую сотню лет. А вот вокруг — благо, перекрытая по случаю праздника улица начинается прямо от метро «Новокузнецкая» — люди, опять же, самые пестрые.

Хотя на взгляд человека непривычного все равно молящиеся кажутся однородными — потому что это исключительно мужчины, причем без «хипстерских» элементов в экстерьере. Но достаточно сравнить картину с Уразой хотя бы пятилетней давности — и очевидно, что пришедшие на праздник к Исторической мечети стали ярче, современнее одеваться. На вид это совершенно обычные мужчины большого города — уже почти нет темных курток как своеобразной униформы трудовых мигрантов.

– Живу в Москве уже четыре года, работаю таксистом, — рассказывает 28-летний Хафиз, родом из Ошской области. — Домой не ездил уже два года, возможности нет.

Вот, наверное, и первая причина, почему московская умма — состоящая в последние десятилетия в основном из трудовых мигрантов — стала меньше отличаться по внешнему виду от остальных жителей города. Просто-напросто передвижение сейчас заметно осложнено — сначала ковид, теперь украинский кризис и санкции. А значит — люди живут здесь, одеваются тоже здесь и, мало-помалу, «вливаются» в пеструю по определению московскую толпу.

Отличить, правда, можно: борода без усов и длинные бороды клинышком у благочестивых взрослых мужчин — вот надежная примета. И, конечно, шапочка, которую, правда, многие надевают только на время молитвы, а так ходят простоволосыми. Но эти отличия — «в рамках», не режут глаз жителю современного мегаполиса.

Куда сложнее — с самими по себе перекрытиями на время прадника: вот они жителям окрестностей мечетей не то что глаза режут — а просто неимоверно бесят, причем уже много лет. Ни пройти, ни проехать, везде либо молящиеся с ковриками, либо злые омоновцы в усилении с конной полицией. Удивительно, но и в этом плане стало куда менее конфликтно. По Новокузнецкой улице в самый разгар молитвы ездят трамваи, конницы нет, да и росгвардейцы у металлических загородок выглядят расслабленно — даже смеются. До ковида все было, право слово, намного более напряженно.

— Не сказал бы, что людей меньше, чем раньше, но как-то все спокойнее происходит, — подтверждает и один из росгвардейцев, стоящих на перекрытии Озерковского переулка.

В металлических загородках — незаметная, но важнейшая «дырка»: через нее, как оказалось, можно выйти из метро и пройти в сторону Озерковской набережной, где и жилые дома, и офисы. Люди и проходят — тонкой струйкой просачиваясь в «дырку»: оказывается, былое богатство замоскворецких типажей никуда не делось. Вот они — очень по-разному одетые (идет хипстер, а следом за ним едва ли не бомж), по утреннему времени некоторые не вполне трезвые… Но идут беспрепятственно.

— Раньше перекрывали здесь, не пройти было, — говорит Алексей, продавец круглосуточного магазина, идущий на смену. — Но то ли меньше стало людей у мечети, то ли еще что — сейчас никакой толпы, все спокойно получилось.

Молитва начинается с поздравлений и проповедей — как обычно. В этом году они короткие: поздравления от президента Владимира Путина и мэра Сергея Собянина буквально по три строчки, а слово духовного лидера мусульман России муфтия Равиля Гайнутдина — конечно, длиннее, но тоже сжато.

Главные слова муфтия об актуальном: «В этот Рамадан многие из нас не только воздерживались от еды и питья, но и наполнили наше поклонение молитвой и заботой о ближних и дальних, в том числе о беженцах и временно перемещенных людях, тех, кто были вынуждены покинуть свои дома».

Действительно, помощь беженцам — то, что явным образом делают по всей России мусульманские организации. В Ураза-байрам это особенно важно: праздник, как и весь священный месяц Рамадан, посвящен прежде всего помощи ближнему. И финалом его является открытое угощение. Правда — помощь уммы ограничена только беженцами (о «гуманитарке» в зону военной операции или, тем более, помощи воюющим, не говорится, по крайней мере, вслух) и единоверцами.

Тем временем процесс, кажется, уже идет: после молитвы гламурную Озерковскую набережную заполнил пестрый и многоязычный, в том числе говорящий по-русски, поток людей.

Очень многие садились на машины — здесь куда лучше с парковкой, чем у Соборной мечети. И это не только такси, но и каршеринг, и обычные недорогие «таратайки» служб доставки и строительных бригад, и просто семейные авто. И что главное: ни одного гудка или, тем более, потасовки, хотя и пробка, и толпа пешеходов вокруг. Куда-то делось то, на что многие москвичи неистово ругались еще три-четыре года назад.

Выяснять, куда — вопрос, конечно, теоретически интересный. Но для нас, пожалуй, важнее, что под влиянием обстоятельств мы очевидным образом притираемся, учимся жить вместе. В одной стране, в одном городе.

Источник