Безопасное такси: В водители — только без судимости

Фото © ТАСС / Василий Кузьмиченок

Водитель электробуса российского производства ЛиАЗ-6274 во время тестового рейса

Россиянам и трудовым мигрантам с непогашенной судимостью запретят работать водителями такси и общественного транспорта. Поможет ли этот запрет улучшить транспортную безопасность — разбирался Лайф.

Госдума приняла в окончательном чтении ряд поправок в Трудовой кодекс (ТК РФ) и федеральные законы, в соответствии с которыми тем, кто имеет неснятую или непогашенную судимость, будет запрещено работать водителями общественного транспорта и такси, при этом установлено, что запрет распространяется не на всех лиц, а только на тех, кто был осуждён за определённые преступления.

Управлять автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта (метро, монорельс и т.д.) при осуществлении перевозок пассажиров и багажа станет невозможно для тех, кто судим за преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества.

А для водителей такси в качестве запрета указан аналогичный перечень преступлений, но он расширен такими составами, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и свободы личности.

Особо указано, что действие закона распространяется не только на тех, кто судим по уголовному законодательству России, но и на лиц, судимых за аналогичные деяния по законам государств, входящих в Евразийский экономический союз. Для прочих иностранцев ограничения не вводятся, поскольку они не могут получить патент или разрешение на работу в России при наличии вообще любой судимости.

При этом уже работающие водители такси и прочего общественного транспорта должны будут до 1 марта 2023 года (дата, с которой новые нормы начнут своё действие) предоставить работодателю соответствующую справку, что судимости у них нет. Если справки до указанной даты не будет, то это может явиться законным основанием для прекращения трудового договора. А ещё наличие справки об отсутствии судимости обязательно для индивидуальных предпринимателей, работающих в такси или пассажирских перевозках «на себя».

Для справки: согласно статье 86 Уголовного кодекса РФ, лицо, осуждённое за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом судимость погашается в отношении лиц, отбывших наказание небольшой и средней тяжести, через три года, в отношении осуждённых за тяжкие преступления — через восемь лет, а за особо тяжкие — через десять лет со дня отбытия наказания.

Логика ограничений

Важность и нужность для пассажиров законов, принятых Думой, признаёт большинство экспертов, однако по поводу их реального применения точки зрения разные. Например, в правоохранительных органах рассчитывают, что новации позволят повысить безопасность, прежде всего в сфере такси, об этом рассказал Лайфу собеседник в Управления ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве.

 Сейчас все водители городского общественного транспорта проходят проверку на судимость при приёме на работу, и, как правило, работодатели не приветствуют тех, кто связан с уголовным прошлым. А вот среди работников такси такие проверки проводят только крупные компании и чаще всего — при найме в сегмент «премиум», — пояснил сотрудник ГИБДД. — Очевидно, что принятый закон позволит не допускать определённых лиц к такси-перевозкам. И это снизит не только количество криминальных правонарушений, связанных с этим видом транспорта, но, возможно, и положительно отразится на общей профилактике обычных дорожных правонарушений.

Несколько иной точки зрения придерживаются работники такси-сервисов и юристы, которые считают, что закон правильный, но недоработанный.

 Крупные парки сдают в аренду сотни машин, при этом новыми поправками не предусмотрена ответственность за такую передачу машины лицу с непогашенной судимостью. А это значит, что физическая возможность выехать «на линию» тем, кому это запрещено, сохранится, — отметил водитель «Яндекс.Такси» Роман Широков.

С этим мнением согласен и адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин. Он обратил внимание на отсутствие системы автоматического обмена данными между МВД и агрегаторами такси, при которой негативная информация о непогашенной судимости могла бы сразу закрывать доступ указанным в законе лицам к найму на работу в качестве водителя пассажирских перевозок.

 Закон, принятый Думой, теоретически может положительно повлиять на безопасность пассажиров, оградив их от пусть малого, но возможного процента водителей с «тёмным» прошлым, склонных совершать новые правонарушения, — считает Шагин. — Однако это будет работать, если сами агрегаторы будут заинтересованы в недопуске за руль лиц, на которых указывают новые поправки.

Как именно проявят себя запреты на работу водителей с непогашенными судимостями — покажет время. Скорее всего, для водителей общественного транспорта новая мера будет применяться безоговорочно, чего нельзя утверждать о такси. Ни для кого не секрет, что значительная часть водителей таксомоторов в больших городах — это люди, которые устроились на данную работу в связи с её доступностью. Ведь, по заверениям самих агрегаторов, для того, чтобы стать таксистом, человеку могут понадобиться только паспорт, водительское удостоверение и СНИЛС, а само оформление займёт примерно 30 минут. Да, возможно, некие бумаги будут запрошены при оформлении арендного соглашения, которое заключают те, кто не имеет своего автомобиля, пригодного для коммерческого извоза. Однако даже правоохранители признают, что проверка разного рода справок и бумаг, особенно если они выданы вне пределов РФ, арендодателем если и проводится, то поверхностно.

Возможно, именно поэтому Минтранс, который в целом поддержал инициативу депутатов, применительно именно к такси-перевозкам предложил отдельный проект федерального закона, предусматривающий запрет работать тем, кого лишали водительских прав или арестовывали по той же причине менее года назад.

Источник